Любой ребенок – это личность со своими особенностями, пристрастиями и манерами. Почти каждый родитель сталкивается с интересным периодом в жизни своего чада, который называется «Я сам» или кризисом трех лет.
Ребенок начинает отталкивать любую помощь со стороны взрослого и все старается делать самостоятельно: есть, пить, рисовать, плавать, одеваться, поливать цветы и многое другое.
Особенности поведения в такой период
Раньше ребенок всегда просил помощи у родителей, а ближе к трем годам малыш начинает осознавать, что он личность, и его любимым словом становится «нет», он старается все делать сам, иногда совершая ошибки, на которых учится. Ребенок активно занимается изучением себя, узнает себя на фотографиях, запоминает черты лица.
В этот период жизни ребенок становится более агрессивным и раздражительным, желая выбраться из-под родительской опеки, но в то же время понимая свою зависимость от них. Несомненно, этот период очень важен в развитии ребенка и его становлении как личности, т.к. каждый малыш должен научиться самостоятельности и ответственности. Он должен понимать, что в будущем ему самому придется принимать решения. Если такого этапа у ребенка не наблюдается, то стоит обратиться к детскому психологу, так как это может свидетельствовать о том, что развитие малыша немного заторможено.
Что не стоит делать родителям в период кризиса
Этот период требует от родителей максимум терпения. Не стоит постоянно ругать ребенка, кричать на него, делать по-своему, ведь в таком случае малыш может вырасти беспомощным, пассивным и не умеющим принимать собственное решение в конкретной ситуации.
Не стоит торопить ребенка, ведь для него все впервые. Например, он начнет сам одеваться и делать это он будет медленно, если что-то не получится, начнет заново. Очень часто в таких ситуациях, когда родитель торопится, начинает нервничать, ругаться. Такое поведение недопустимо, начнутся капризы, истерики, возможно в следующий раз ребенок просто не захочет сам проявлять инициативу, а это может неблагоприятно сказаться на его развитии в будущем.
Если ребенок хочет помочь взрослому, не стоит отвергать его, или говорить, что он не справится. Лучшим решением будет дать ему простое задание, например, вытереть со стола или подать грязную посуду. Так в дальнейшем будет проще приучить малыша к чистоте и уборке. В то же время давать полную свободу действий ребенку тоже не стоит. Взрослому в таком случае стоит объяснить, что некоторая работа требует определенных навыков, получить которые ребенок сможет в более старшем возрасте.
Всегда нужно давать ребенку право выбирать, например, собираясь на прогулку, можно предложить парк или детскую площадку. По сути, для взрослого разницы нет, где гулять с малышом, но, когда перед ребенком стоит выбор, с ним советуются, малыш чувствует свою значимость.
6 правил поведения родителей в период кризиса
Во – первых, не стоит ущемлять право ребенка быть самостоятельным. Он должен четко понимать, что можно, а что нельзя. Например, если он хочет надеть футболку красную, а не белую, не стоит его заставлять, но, если зимой малыш хочет пойти на улицу без куртки, взрослый должен аргументированно и спокойно объяснить, почему это недопустимо.
Во – вторых, нужно всегда разговаривать со своим ребенком. Родитель должен спокойно, без криков и агрессии, объяснять малышу, почему надо сделать именно так, а не как он хочет. Например, ребенок не хочет убирать игрушки, в такой ситуации важно правильно объяснить малышу, почему он должен сделать именно так, как просит взрослый. Родитель понимает, что малыш устал, но игрушкам не нравится валяться на полу, их нужно убрать в комод и только потом ложиться спать. Всегда нужно искать компромисс с «маленьким бунтарем».
В-третьих, нужно играть с ребенком. Ребенок не хочет подчиняться родителю, таков уж период, на помощь приходит игровая форма воспитания. Например, не хочет чадо мыть руки, можно предложить ему помыть руки своей игрушке, кукле, в процессе игры малыш забудется и сам вымоет руки. Так же, например, со сном, если ребенок не хочет ложиться спать, можно предложить ему игру, кто дольше пролежит с закрытыми глазами. Можно придумать любую игру, руководствуясь интересами своего ребенка.
В – четвертых, нужно быть последовательным. Нельзя ребенку сегодня запрещать что-либо, а на следующий день разрешать. Так малыш не усвоит, можно это делать или нет. Родителям необходимо иметь четкую позицию и неизменно следовать ей.
В-пятых, родителям надо научиться сдерживать агрессию и быть терпеливыми. Спокоен родитель – спокоен ребенок. Необходимо без криков и агрессии объяснять малышу что делать можно, а что нельзя. Дети чувствуют негатив со стороны гораздо лучше взрослых.
В- шестых, быть наравне с детьми, дружить с ними. Нужно разговаривать с детьми наравне, смотреть им в глаза, быть друзьями.
Воспитание детей требует огромного самообладания, терпения со стороны взрослых. Но если правильно разговаривать с малышом и объяснять ему доходчиво что можно, а что нельзя, в дальнейшем выйдет толк.
О том, как справиться с ребенком данного возраста , вы можете узнать в статье: